С нами — только вперед
Get Adobe Flash player

Единое таможенное регулирование в Союзе под угрозой

 

В Москве прошла традиционная конференция, организованная «Москоу Таймс», «Таможня и бизнес: партнерство в новых экономических реалиях». В работе конференции приняли участие министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин, вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло, представители ФТС России. О том, какие вопросы обсуждались на конференции статья нашего московского корреспондента Ольги Заикиной

Подводя итоги года, Владимир Гошин, министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии, отметил, что после создания Евразийского экономического союза бизнес принципиальных изменений не почувствовал. Причина в том, что, хотя Договором о ЕАЭС предусмотрены свобода перемещения товаров, труда, капитала и услуг, однако стороны не готовы сразу открыть все свои рынки, они будут формироваться поэтапно. Так, с 1 января следующего года должны вступить в силу соглашения о единых принципах и правилах обращения лекарств и медицинских изделий.

Но в целом переговоры об открытии конкретных секторов, по словам министра, идут очень трудно. Он привел в качестве примера ситуацию с рынком автомобильных перевозок, где свободного перемещения товаров нет. Союзному перевозчику нужно специальное разрешение на перевозку товаров из (в) третьих стран, то есть перевозчик из Беларуси или другой страны Союза не может просто загрузить, скажем, в Германии товар, привезти и разгрузить его в Москве, для этого он должен получить разрешение от российского Министерства транспорта. Российская сторона сегодня не готова решать этот вопрос, но согласилась, что к 2025 году он должен быть урегулирован, казахстанские же коллеги, считая, что их рынок автомобильных перевозок менее конкурентен по сравнению с РФ и РБ, до 2025 года эту тему не собираются обсуждать вообще.

Не меньше трудностей в таможенной сфере, где, казалось, бы единое регулирование создано и работает. Однако оно может быть разрушено, если не удастся найти консенсус по проекту Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. По словам Владимира Гошина, для рабочей группы стали шоком полученные после внутригосударственного согласования предложения казахстанской стороны, полностью меняющие концепцию кодекса. По мнению РК, во-первых, Таможенный кодекс ЕАЭС должен быть рамочным по аналогии с ТК ЕС (правда, они не учитывают наличие в ЕС Имплементационного кодекса, или Регламента о применении Таможенного кодекса), во-вторых, следует существенно увеличить национальный сегмент: на наднациональном уровне остаются только те аспекты, которые распространяются на весь Союз (по сути лишь режим транзита и порядок заполнения транзитной декларации).

В ходе встреч некоторые позиции удалось сблизить, но до сих пор не удалось прийти к согласию по ряду принципиальных вопросов, одним из которых является требование казахстанских коллег исключить из ТК все касающееся косвенных налогов, включая НДС. С одной стороны, идея правильная, признает министр, в европейском Таможенном кодексе регулируются только таможенные пошлины, и у нас таможенная пошлина – единственный платеж, который делится между странами Союза, но в этом случае придется в каждом государстве ЕАЭС министерствам финансов и налоговым органам в своих законах прописывать порядок взимания косвенных налогов при ввозе товаров, определять, что будет относится к налоговой базе, момент возникновения этой задолженности, уплаты, кто будет взыскивать и т.д. «Это очень большая работа. Если бы эти предложения обозначили сразу, а не спустя год, мы смогли бы их проработать, – подчеркнул Владимир Гошин, – но сегодня, когда кодекс на выходе, мы не готовы их рассматривать, так как это задержит вступление в силу документа минимум на год, а скорее года на три». Поэтому все страны Союза кроме Казахстана настаивают на сохранении существующего положения, тем более что РК объявила о намерении заменить НДС налогом с продаж, хотя четко прописанной концепции еще нет.

Впрочем, у Казахстана неожиданно нашлись сторонники в России – а именно, российское предпринимательское сообщество поддерживает идею РК о выводе регулирования косвенных налогов из ТК ЕАЭС и передаче этих вопросов в налоговое администрирование, о чем сообщил Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России». «Мы считаем, от этого не только значительно выиграет федеральный бюджет, так как не будет смысла занижать таможенную стоимость (потом больше заплатишь налог на прибыль) и косвенные платежи не делятся между всеми странами Союза, но и исчезнет мотивация для таможенных органов задерживать груз и требовать дополнительного обеспечения», – сказал эксперт.

По его словам, бизнес намерен донести до руководства страны мысль о том, что было бы неплохо, чтобы ФТС занималась своим непосредственным делом – взиманием таможенной пошлины и таможенных сборов, а косвенные налоги оставила налоговикам. Начать эту работу можно с объединения баз данных ФТС и ФНС. Возможно, эти идеи найдут воплощение в дополнительных мероприятиях дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», поскольку уже решено, что она остается по крайней мере до 2018 года.

Виталий Сурвилло также рассказал об итогах реализации дорожной карты, причем модератор конференции Галина Баландина, директор Центра поддержки ВЭД и развития регионов, предваряя его выступление, напомнила, что дорожная карта в свое время создавалась для продвижения России в рейтинге Всемирного Банка Doing Business, однако вместо успеха в этом году позиции РФ по показателю «международная торговля» достигли самого низкого уровня (170-е место), хотя даже методология подсчета была сосредоточена на рынке, которые регулируется почти в ручном управлении (ввоз автокомпонентов). «Совершенствование таможенного администрирования маленькими кусочками эффекта не дает, – констатировала Галина Баландина, – если в одном месте что-то упрощается, то в другом что-то усложняется.

Может быть, есть смысл предложить комплексное изменение таможенного администрирования?» Виталий Сурвилло согласился, что мерить улучшение таможенного администрирования по количеству выполненных и невыполненных мероприятий бессмысленно, отметив, что статистика как раз очень красивая: из 67 мероприятий 64 выполнено, а считаются нереализованными только три, но, если подходить по существу, 12 пунктов выполнены формально, 10 признаны исполненными исключительно на основании информации, полученной от ФТС, проверить которую рабочая группа не может, три выполнены, но практика показывает, что на местах они не применяются, еще три приняты с условиями, которые до сих пор не реализованы, и два пункта сняты рабочей группой.

«Все нерешенные вопросы, на мой взгляд объединяет одно, – отметил эксперт, – несмотря на все разговоры об автоматизации процесса таможенного администрирования ключевым остается человеческий фактор, поэтому бизнес всегда рискует стать жертвой произвола недобросовестного таможенного инспектора. И получается, что, какие бы мероприятия мы ни проводили, пока у таможенника будет возможность остановить товар под тем или иным предлогом и выкрутить руки участнику ВЭД, вопрос серых схем точно останется в повестке дня». Виталий Сурвилло сообщил о планах попытаться дополнить дорожную карту мероприятиями, направленными, во-первых, на то, чтобы систему управления рисками таможенников сделать максимально прозрачной, настаивая, что основные профили риска должны открыто размещаться на сайте ФТС, как у налоговиков, во-вторых, на регламентирование проверок и контрольных операций таможенных органов, также по аналогии с налоговыми органами.

Еще из интересных для участников ВЭД новостей, прозвучавших в ходе конференции, можно выделить следующие. Максим Степин, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Домодедовской таможни, рассказывая о ходе эксперимента, который проводится с августа 2013 года в аэропорту Домодедово по реализации технологии Е-Freight, назвал вероятную дату введения обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте – 1 ноября 2016 года (выход соответствующего решения ЕЭК ожидается в декабре).

Владимир Гошин сообщил об одобрении президентами ЕАЭС идеи создания единого для всего Союза идентификационного номера участника ВЭД (по типу европейского EORI ). ЕЭК уже начала работу, в частности, обсуждается такой подход: к действующему учетному номеру налогоплательщика добавить в начале две буквы, означающие страну, и нолями или иными символами довести этот номер до 17 знаков (по аналогии с европейским номером, чтобы впоследствии можно было наладить информационный обмен с ЕС). Кроме того, на очередной встрече президентов ЕАЭС (в 20-х числах декабря) им должны быть доложены подходы к регламентации интернет-торговли, то есть наконец будет принято решение, с какого порога облагать таможенными платежами товары, купленные в интернет-магазинах.

На конференции выступили также Анастасия Чурсина, эксперт Pro bono по таможенным вопросам при бизнес-омбудсмене Б.Ю. Титове, которая призвала участников ВЭД активнее использовать действующий с 2013 года институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в качестве дополнительного инструмента ведомственного и судебного обжалования, Дмитрий Майоров, генеральный директор ООО «Лакор», осветивший преимущества, предоставляемые статусом уполномоченного экономического оператора, Алексей Артемьев, советник департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, рассказавший о нормативном обеспечении определения таможенной стоимости, и др. Последняя сессия мероприятия, также традиционно, была посвящена рассмотрению судебной практики по вопросам таможенного регулирования.

Ольга Заикина

Cпециально для Tks.ru